Экскаватор: история создания

Экскаватор: история создания 18.11.2015

Сегодня невозможно представить себе стройку без этой сильной и маневренной машины.

Используют услуги экскаватора-погрузчика при разработке грунта, возведении зданий, обустройстве дорожного покрытия. Но мало кто знает, когда и откуда к нам пришли экскаваторы. Попробуем ликвидировать этот пробел в знаниях и познакомим читателей с историей создания этой техники.

Сегодня невозможно с точностью сказать, кому первому пришла в голову идея землеройной машины. Археологами был найден документ неизвестного автора, датируемый 1420-м годом, в котором упоминается некий механизм, который при помощи ковша мог дробить и черпать землю.

Следующее упоминание о прообразе экскаватора принадлежит Леонардо да Винчи. Гениальный итальянец создал проект машины, которая по принципу своего действия весьма подобна современным экскаваторам-драглайнам, а через некоторое время нарисовал чертёж прообраза современного экскаватора-землечерпалки. Произошло это в самом начале XVI века.

Буквально через несколько лет после этого в засушливой долине Милана уже вовсю работала землеройная машина, сконструированная по эскизам да Винчи. А прорабом был не кто иной, как сам автор изобретения.

Несмотря на низкий уровень развития тяжёлой промышленности, итальянцам в 1597 году удалось построить ещё одну работающую машину: плавучую землечерпалку. Автором изобретения на этот раз стал Буанаюто Лорини.

Следующий этап развития экскаваторостроения состоялся во Франции. В 1718 году специалистам из французской академии наук был представлен проект устройства, которое обладало не одним, а двумя ковшами. Авторство же изобретения приписывают механикам де ла Бальму и Белидору. А в 1795 году удалось сконструировать вполне рабочий четырёхколёсный грейдер-элеватор. Автором этой машины стал Роберт Фултон, которому, кстати, приписывают и создание первого в мире пригодного к практическому использованию парохода. Правда, первые практические испытания грейдер-элеватор прошёл аж через семьдесят лет после своего создания: воплощению гениальной мысли в практику помешали царящие в обществе консерватизм и страх перед всем новым и необычным.

Не отставали от мировых тенденций и российские изобретатели. Так, в 1847 году на промышленной выставке в Санкт-Петербурге была представлена землечерпальная машины, которая могла работать и на воде, и на суше. А спустя семь лет, в 1854 году на суд общественности был предоставлен первый отечественный экскаватор на паровом ходу.

В 1905 году на свет появился первый полноприводный паровой экскаватор, а в 1910 году был создан экскаватор, который приводился в движение электрическим током. Спустя два года миру был представлен первый экскаватор, оборудованный двигателем внутреннего сгорания. Именно вариации этого «чуда технической мысли» прижились на современных стройплощадках.


Возврат к списку